Лектор: Кочергина Ирина Сергеевна
– искусствовед, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, отдела живописи первой половины XX века.
Участие в организации выставки Лидии Мастерковой в ММСИ в 2014-2015 годах и общение с близким кругом ее друзей и родных позволило Ирине собрать уникальные материалы о различных этапах творчества художницы.
На лекции мы рассмотрим периоды лирической и геометрической абстракции, особое внимание будет уделено метафизике и проявлениям мистического восприятия в работах поздней Мастерковой, а редкие материалы из частных собраний Франции позволят углубиться в малоизвестный супрематический период – оммаж дружбе художницы с одним из крупнейших представителей русского авангарда — Иваном Кудряшевым.
Сложная и полная контрастов драматургия жизни и творчества художницы раскроется через призму архетипов – бессознательных паттернов, определяющих мышление и поведение человека.
***
ЛИДИЯ МАСТЕРКОВА
1927 – 2008
Художница Лианозовской группы. Одна из первых обратилась к метафизической абстракции: геометрические фигуры наделяет сакральным значением. Художница часто прибегала к форме круга, будто решала задачи на равновесие и завершенность пластической формы.
В детстве увлекалась театром, музыкой, поэзией, посещала драматический кружок. Училась в Московской средней художественной школе (1943–1946), первым педагогом начинающей художницы был Михаил Перуцкий. Затем поступила в Московское городское художественное училище.
Входила в Лианозовскую группу. В конце 1950-х одной из первых начала заниматься абстрактным искусством и навсегда сохранила верность этому направлению.
Лидия Мастеркова рано начала участвовать в художественных выставках. Ее первая персональная выставка состоялась в 1961 году в доме искусствоведа И. Цирлина.
Она была участницей нашумевших московских выставок:
1967 — выставка произведений «двенадцати художников» в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов (Москва). Эта выставка была закрыта через два часа после вернисажа, причем работы Л. Мастерковой были сняты еще до открытия выставки;
1974 — 1-й осенний смотр картин «на открытом воздухе» — так называемая «Бульдозерная выставка» (Москва);
1974 — 2-й осенний смотр картин «на открытом воздухе» в лесопарке Измайлово (Москва); 1974 — Progressive Stromungen in Moskau 1957–1970 (Museum Bochum, Бохум, ФРГ);
1975 — выставка живописи московских художников в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (Москва).
В конце 1975 г. Лидия Мастеркова эмигрировала в Вену, а в марте 1976 г. попала во Францию, где жила в живописной деревне Сен-Лоран в 300 км от Парижа, заботясь о своих многочисленных домашних животных. «Во Франции я живу тихо, как мышь, я просто работаю и мне там не до разговоров» (из интервью с Л. Мастерковой, 24.01.2006).
В последние годы она создавала графические серии, а также крупноформатные живописные работы с элементами коллажа. Одна из таких картин стала ее последней работой.
После переезда на Запад Лидия Мастеркова много работала и активно выставлялась во Франции, США, Швейцарии, Германии, Италии. В Париже в 1977 году прошла ее персональная выставка в галерее Дины Верни.
Работы Лидии Мастерковой находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва); Музее современного искусства (США), в Музее Циммерли (США),
в коллекциях Дины Верни (Франция), Нортона Доджа (США) и др.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.